««« к оглавлению
Куда народ смотрит? (установка телевизионной аппаратуры)
««« к началу
От экрана до проектора
Поток света от видеопроектора падает на экран, изготовленный из материала с высокой отражающей способностью. На экране формируется изображение.
Отраженный свет в целом меньше утомляет зрение, нежели ярко светящийся экран кинескопного телевизора. Иными словами, можно утверждать, что отраженный
свет не так вреден для глаз. Однако поклонники видеопроекторов должны помнить, что это устройство требует точной установки и затемнения комнаты,
в противном случае нерезкая, слабоконтрастная или искривленная картинка способна вызвать, как минимум, головную боль.
Существует несколько вариантов установки видеопроекторов. Самый простой - фронтальный, на столике напротив экрана. Такой способ требует минимальных
затрат сил и средств. Но он неудобен, прежде всего, потому, что проектор занимает место (далеко не лишнее) в центре комнаты, а передвигать его
нельзя, иначе придется заново настраивать изображение. Кроме того, вентилятор охлаждения лампы проектора создает заметный на слух шум (порядка 30 дБ),
а в центре комнаты обычно как раз располагаются самые лучшие места для просмотра, и столь шумное соседство нежелательно.
Другой вариант - припотолочное или потолочное крепление. В первом случае видеопроектор монтируется на специальной припотолочной штанге. Это весьма распространенный вариант крепления, но при его выборе необходимо
решить некоторые важные вопросы. Как и настенный монтаж плазменной панели, припотолочный монтаж видеопроектора потребует предварительной скрытой
закладки питающего кабеля и кабелей управления. Хорошо, если потолок закрыт фальшпанелями, в противном случае придется пробивать желоб для
кабеля. Кроме того, видеопроекторы монтируются на потолке в перевернутом положении и, следовательно, должны оснащаться функцией "переворот изображения".
Большинство проекторов ею оснащены, за исключением, может быть, некоторых наиболее простых переносных моделей (но поинтересоваться при покупке
прибора наличием этой функции, сверившись с его паспортом, не помешает). Далее, видеопроекторы нуждаются в периодическом обслуживании. В них
имеется пылеулавливающий фильтр, который необходимо чистить (с помощью пылесоса) и заменять. Есть проекторы, которые при этой процедуре можно
не снимать с потолка, а есть модели, которые снимать нужно обязательно. И потом, после установки прибора обратно на место, понадобится заново
настраивать изображение. А производить потолочный монтаж может только специалист.
Наконец, "цена вопроса". Сложный монтаж с настройкой проектора, расчетом проекционного расстояния, подбором экрана, штроблением потолочных плит
и установкой вместе со штангой обойдется в $1000-2000 (стоимость зависит от размеров комнаты, количества необходимых проводов, способа
устройства проводки в стене и т.д.).
При выборе потолочного варианта монтажа следует обратить внимание на конструкцию штанги. Желательно, чтобы все провода были спрятаны внутри
нее - так эстетичнее. Штанги для большинства проекторов, предназначенных для домашнего кинотеатра, выпускаются компаниями YAMAHA, SONY, PANASONIC,
а также специализированными производителями проекторов SANYO и SIM2. Цены на штанги колеблются от $250-500 (без убирания проводов) до
$500-1000. Намного дороже устройства, оборудованные опускным лифтом (спрятанный в нише на потолке проектор в неработающем состоянии просто
не виден, а раскрытие створок люка и "выезд" проектора напоминает подготовку к бомбометанию). Дистанционно управляемый лифт вместе с установкой обойдется
в $2500-5000 и, кроме того, к сожалению, "съест" 300-400 мм высоты потолка.
Место крепления штанги и ее длина, от которой зависит угол наклона проектора, высчитываются заранее. Также заранее необходимо выбрать подходящую модель
экрана для отображения картинки. Существуют тысячи моделей экранов - от простых, стоимостью $100-150, устанавливаемых на треноге, до
сложных, которые монтируются в пол или потолок и оснащаются автоматической вытяжкой (моторизированные). Среди наиболее известных производителей
изделий такого рода можно назвать компании DRAPER, DA-LITE, STEWART, WOOTECH (США), PROJECTA (Нидерланды).
При наличии помещения большой площади возможен монтаж проектора за экраном. Такой вариант комфортнее всего - от проектора не будет слышно шума.
Но при этом устройство должно быть оснащено функцией обратной проекции.
Выбирать экран нужно по соотношению его сторон. Особенно распространены соотношения 4/3 и 16/9. Экраны 16/9 используются для просмотра кинофильмов,
а 4/3 - для просмотра телепрограмм. Если предполагается многофункциональное применение видеопроекторов, лучше предпочесть соотношение 4/3 (при просмотре
кинофильмов будут оставаться неиспользуемые области, полосы сверху и снизу, но это не очень большой дефект). Некоторые модели экранов (STEWART)
оснащены выдвижными шторками, которые кадрируют рабочую поверхность под формат изображения (4/3 или 16/9). Процедуру управления экраном и проектором
можно автоматизировать посредством переносной или встроенной сенсорной панели.
Высокая отражающая способность экранов связана с использованием физики поляризованного светоизлучения. Для таких моделей важно, где установлен
проектор - сверху или снизу. Есть экраны звукопроводящие (или, как еще говорят, с микропорами), за их плоскостью можно располагать акустические
системы. Монтаж достаточно сложен, так как, помимо массы (а она может достигать 16-25 кг), важен такой параметр, как высокая
точность выравнивания поверхности. В противном случае на ней появятся неровности ("пузыри"), которые будут очень сильно портить воспроизводимую картинку.
По канонам инсталляции
Установка источников изображения начинается с предпроектного обследования помещения. Специалист проводит замеры по свету и звуку, оценивает состояние
стен. Далее, на этапе проектирования, по результатам осмотра создается техническое задание с чертежом, где приводится план-схема расположения
компонентов системы. Затем составляются спецификация, схема подключения и подробная схема размещения оборудования. И уже по готовым схемам производятся
прокладка кабельной сети, ее тестирование с целью проверки прохождения сигнала, монтаж компонентов системы, пусконаладочные работы.
К наиболее часто встречающимся трудностям монтажа относятся "слабые" гипсокартонные стены, которые могут просто раскрошиться под тяжестью плазменной панели.
На такие стены крепление осуществляется специальными дюбелями (при массе панелей до 30-35 кг) или же под гипсокартон для прочности дополнительно подшивается фанерный лист.
Другая сложность заключается в необходимости обеспечения хорошей вентиляции телевизоров, проекторов и плазменных панелей. Многие источники изображения
в процессе работы выделяют большое количество тепловой энергии. Особенно это относится к видеопроекторам (об устройстве их воздушного охлаждения
речь пойдет отдельно) и плазменным панелям, которые излучают больше тепла, чем аналогичные по мощности телевизоры с электронно-лучевой трубкой (жидкокристаллические
телевизоры выделяют меньше тепла, чем все другие устройства). Ни в коем случае не следует перекрывать доступ воздуха к вентиляционным отверстиям,
расположенным на задней стенке панели. Особенно критичны к перегреву модели с так называемым безвентиляторным (конвективным) охлаждением.
В их корпусе имеются радиаторы охлаждения с вертикальными каналами, через которые проходит воздух (по принципу естественной вентиляции).
Поэтому проследите, чтобы в верхней и нижней части устройства не было никаких препятствий для потоков воздуха. Сверху и снизу от панели должно
оставаться, как минимум, по 20 см свободного пространства. Абсолютно недопустимо встраивать такую панель в стену заподлицо, без зазоров и
оборудования принудительной вентиляции. Встройка с принудительной вентиляцией резко (в 2-3 раза) удорожает монтаж и может быть применена не во всех
типах стен (например, она неосуществима при небольшой толщине конструкции).
Здесь, кстати, возникают преимущества у навесных стеновых панелей из гипсокартона, ДСП, MDF: пространство между панелью и капитальной конструкцией
позволяет обеспечить хорошую циркуляцию воздуха без дорогостоящих работ по прокладке вентиляционных каналов.
Необходимо помнить и еще об одном: попавшую внутрь плазменной панели пыль ни в коем случае нельзя удалять самому. Такие действия производят
непосредственно в сервисных центрах (обойдется эта услуга в среднем в $10-20).
Другой важный момент - взаимное расположение источника изображения и бытовых кондиционеров, обогревателей и тому подобных потенциальных
источников подогретого или охлажденного воздуха. Теплый воздух способен вызвать перегрев и порчу телевизора (проектора, панели). Направленный
поток охлажденного воздуха может привести к конденсации влаги внутри телевизора, что также грозит крупными неприятностями наподобие короткого
замыкания. Особенно коварны в этом плане кондиционеры (а как раз их некоторые "инсталляторы" любят вешать непосредственно над панелью). Кондиционеры не рекомендуется располагать
ближе чем в 1-1,5 м от телевизоров, проекторов и панелей. Если избежать близкого соседства не удается, кондиционер нужно расположить так, чтобы
поток воздуха от него ни при каких обстоятельствах не был направлен на телевизор.
Не рекомендуется монтировать плазменные панели вблизи (на расстоянии менее 1 м) от проложенных в стенах труб отопления. При инсталляции
не в отопительный сезон об этих трубах иногда забывают и строители, и хозяева. С наступлением холодов "забытые" отопительные элементы
нагреют не только стену, но и заодно с ней панель, что чревато ее выходом из строя.
В ванных комнатах, саунах, бассейнах установка "обычных" телевизоров и плазменных панелей не рекомендуется из-за повышенных показателей влажности
и температуры. Большинство плазменных панелей, например, рассчитаны на работу при влажности воздуха 20-80% и температуре 0-40°С (рекомендуемые
эксплуатационные значения влажности и температуры можно узнать из техпаспорта устройства). В помещениях, где велика вероятность образования брызг
(бассейны), можно использовать модели с влагозащищенным корпусом, например от LUCE (США). В ванных комнатах с высокой влажностью (до 90%)
и температурой (до 60°С) возможен также вариант применения жидкокристаллического дисплея, вмонтированного непосредственно в зеркало (подобные ЖК-дисплеи
предлагает компания AD NOTAM, Германия). Встраиваемые в зеркало дисплеи выпускаются с достаточно большой диагональю - до 30'', при этом
толщина у них в 2-3 раза меньше, чем у самых "плоских" плазменных панелей (например, дисплей с диагональю 15'' имеет толщину около 3 см).
Стоимость подобных устройств - от $1000 (модель с диагональю экрана 6,4'') до $7500 (диагональ - 30''). В эту сумму входят и затраты на установку дисплея, в частности вытравливание амальгамы
в той области зеркала, которая будет соприкасаться с экраном.
Разумеется, одной ванной комнатой сфера применения экранов-зеркал не ограничивается. Эти устройства с успехом монтируются в самых неожиданных
местах. Например, в окошечке СВЧ-печи, в толще двери, в лифте - одним словом, везде, где есть зеркало. Система может наглухо монтироваться
в стену, ей не нужна вентиляция, что позволяет экономить место, решая тем самым разнообразные дизайнерские задачи.
Особо следует отметить трудности с прокладкой питающей проводки, антенных и информационных (сигнальных) кабелей. При монтаже информационного кабеля
желательно "на всякий случай, чтобы потом стену не долбить", завести на источник изображения все сигналы, какие возможно. Скажем, композитный
кабель с разъемами RCA, кабели S-Video, компонентный, SVGA и SCART, антенный кабель (последний может понадобиться лишь при наличии встроенного тюнера,
который есть далеко не во всех плазменных панелях). Сигнальные и силовые кабели прокладываются по разным каналам, не ближе чем на расстоянии 20-25 см
друг от друга. Также необходимо обеспечить надлежащее питание всего комплекса - чтобы панель и другие компоненты системы (аудио- и видеоресиверы) были
подключены к одной фазе сети переменного тока и выведены на один контур заземления. Недопустимо "вешать заземление на ноль" (о правилах заземления
вы можете прочитать в статье "Гром и молния!").
Исходя из всего вышесказанного, отчетливо понимаешь, что ставить крупноэкранный телевизор должен только специалист. Для грамотной инсталляции необходим
комплексный подход к источникам изображения и звука. Часть компаний обращает особое внимание на звук, и для них средство передачи изображения -
довесок. Другие, наоборот, занимаются проекционной частью, дотошно рассчитывают освещенность, но не обращают должного внимания на акустику. Фирм, которые
одновременно уделяют внимание и звуку, и изображению, довольно мало, хотя заказчику нужно именно комплексное решение задачи. Поэтому при выборе
компании-инсталлятора вам необходимо обязательно поинтересоваться опытом ее работы и посмотреть - послушать "портфолио" - побывать в ее демонстрационном зале.
С другой стороны, человек, который вешал кухонную полку, и она после этого не упала в течение 10 лет, теоретически способен закрепить
на стене и плазменную панель. И сэкономить на стоимости всего комплекта профессиональных услуг ни много ни мало $ 300-800. Но вот есть ли
смысл экономить, когда речь идет о достаточно дорогой и капризной технике, - решать вам.
(Статья перепечатана из виртуального журнала "Идеи вашего дома")
««« к началу |
|