««« к оглавлению
Куда народ смотрит? (установка телевизионной аппаратуры)
Телевизор, как говаривал почтальон Печкин, есть главное украшение любого праздничного стола. От себя добавим: в маргинальной ли избушке
на курьих ножках или в княжеских хоромах, источник изображения мгновенно становится доминирующим предметом. Поэтому крайне важно, чтобы эта
техника гармонировала с окружающей обстановкой.
За последние годы знакомый облик "голубого экрана" претерпел кардинальные изменения. Источники изображения (проекционные телевизоры, плазменные
панели, ЖК-телевизоры) стали плоскими, менее массивными, отпала необходимость их углового монтажа, появилась возможность вешать их на стену, как картины.
С другой стороны, резко увеличились размеры экрана - все большее распространение получают плазменные панели с диагональю 42, 50,
60 и даже 65 дюймов (163 см). Эти устройства, разумеется, не поместятся ни в стандартной нише мебельной стенки, ни на утлой бабушкиной тумбочке.
Популяризируются относительно недорогие ($1500-2000) видеопроекторы, требующие принципиально иного подхода к размещению и фиксации, нежели
телевизоры и панели. Отсюда вопрос: как безопасно и комфортно расположить и закрепить новую технику в традиционном интерьере гостиной, спальни, кухни?
Минздрав предупреждает...
Визуализирующую технику необходимо разместить так, чтобы свести к минимуму вред для здоровья, возникающий от неудобной для длительного сидения позы
или излишнего перенапряжения глаз. Существуют рекомендации гигиенистов и эргономистов, касающиеся расположения экрана по вертикали и расстояния
от его плоскости до зрителей. Согласно этим рекомендациям, экран должен находиться на такой высоте, чтобы его центр оказался на уровне глаз сидящего
перед ним человека. Допустимое отклонение угла зрения от горизонтали находится в пределах ±10°. В противном случае человеку будет некомфортно
в течение долгого времени задирать голову, глядя вверх, или, наоборот, сидеть, сгорбившись, глядя вниз. Особенно неудачен припотолочный монтаж
экрана в небольших помещениях - на кухнях и в спальнях, даже если предполагается, что телевизор хозяева будут смотреть во вредной для здоровья
позе "лежа". Кронштейны для припотолочного монтажа предназначены скорее для присутственных мест - торговых центров, залов ожидания, где
предполагается, так сказать, экспресс-просмотр.
Расстояние до экрана может варьироваться в следующем диапазоне: минимум - две ширины видимой области, максимум - восемь высот. Оптимальное
расстояние между зрителем и устройством отображения составляет 3-4 длины диагонали экрана. Зрителям следует располагаться таким образом, чтобы
не смещаться в сторону от осевой линии экрана более чем на 15°. Особенно критичны к боковому смещению жидкокристаллические дисплеи старых моделей,
на которых теряется яркость и контрастность картинки.
Чем ярче освещение комнаты, тем хуже отображение. Современные плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры дают достаточно яркую картинку
и не требуют обязательного затемнения помещения, однако экраны этих устройств отражают свет искусственных источников (в просторечии - "бликуют").
Пресловутое "антибликовое покрытие", которым могут похвастаться многие производители (среди моделей с таким покрытием стоит упомянуть проекционные
телевизоры KP-51PS2 от SONY, жидкокристаллические телевизоры 15 PF 9925/12S от PHILIPS, плазменные панели TH-42PW5 от PANASONIC), решают проблему лишь
частично (полностью безбликовым покрытием не обладает даже американский бомбардировщик "Стелс"). Не случайно при
проектировании интерьера плоскость экрана рассматривается как обычное зеркало. Анализируются углы отражения лучей от рассеянных источников
света (попадают или не попадают). Если окажется, что какие-то люстры, торшеры или бра создают на экране блики, мешающие просмотру, возможно,
придется заменить или убрать плафон, лампочку или передвинуть телевизор. В идеале боковые стены и потолок комнаты должны быть выкрашены в
темные тона.
По возможности следует избегать попадания на экран и прямых солнечных лучей. Вообще при просмотре телепрограмм или кинофильмов комнату лучше
затенять с помощью плотных штор. В полумраке изображение на экране будет более контрастным, улучшится цветопередача (особенно темных тонов).
Обязательное затемнение требуется лишь при использовании видеопроекторов. И хотя в последнее время многие производители стали выпускать видеопроекторы
большой яркости, которые в принципе можно применять и при дневном свете, качество картинки при этом все равно проигрывает.
От стенки к стенке
Популярным сегодня решением по размещению плазменных панелей и ЖК-телевизоров является настенный монтаж. Он дает массу преимуществ: в гостиной отпадает
необходимость применять массивные стойки под аппаратуру, освобождается дополнительное пространство, появляется возможность воплощения новых
дизайнерских решений интерьера в минималистском ключе. Однако при всей своей "плоскостности" плазменные панели и ЖК-телевизоры отнюдь не невесомы.
К примеру, масса плазменной панели с диагональю 50'' составляет 45-50 кг. Так что для монтажа этих устройств используются специальные настенные
крепления. Между собой крепления подразделяются по типу устанавливаемого на них оборудования: для плазменных панелей, ЖК-телевизоров, кинескопных
телевизоров. Конструктивно монтажные элементы для панелей и ЖК-телевизоров похожи друг на друга, но крепеж для плазменных панелей отличается большей
прочностью, поскольку сами они гораздо массивнее, чем ЖК-телевизоры. Инсталляции для кинескопных телевизоров снабжены выносной горизонтальной
штангой с расположенной на ней монтажной платой.
По степени подвижности все крепления подразделяются на 3 группы: неподвижные (с жесткой фиксацией), с возможностью регулирования наклона экрана по
вертикали или горизонтали и с несколькими степенями свободы (повороты относительно горизонтали и вертикали и линейные перемещения).
На российском рынке представлен настенный крепеж, изготовленный как производителями телевизионных устройств (THOMSON, PANASONIC, PHILIPS,
FUJITSU, SHARP, SONY), так и специализированными фирмами VOGEL'S (Нидерланды), MELICONI (Италия), BARKAN (Израиль), GAL, VLK (Россия). Три последние
компании специализируются на кронштейнах для кинескопных телевизоров. Также на рынке работает множество мелких российских организаций. Отечественные
предприниматели своими силами изготавливают небольшие партии креплений под импортируемые плазменные панели. При этом зарубежные производители,
как правило, не возражают против того, чтобы крепеж изготавливался "на местах". Во всяком случае, гарантийные обязательства изготовителей панели
или телевизора остаются в силе, если, конечно, прибор не отвалился от стены или не перегрелся из-за плохой вентиляции.
Цены на "кустарные" и "фирменные" крепления различаются в 3-4 раза. С точки зрения прочности и безопасности разницы между всеми этими
силовыми элементами нет или она ничтожна. Тем не менее, многие покупатели отдают предпочтение "фирменным" изделиям - здесь уже играют роль
вопросы воспитания и эстетики. Помимо этого, на "фирменном" креплении панель более плотно прилегает к стене и обычно предусматривается возможность
бокового монтажа. В этом случае устройство закрепляется не вертикально (сверху вниз), а крепежные детали горизонтально заводятся в соответствующие
пазы и фиксируются специальными болтами, чтобы прибор случайно не соскочил. Горизонтальное крепление может потребоваться, если плазменная панель
расположена слишком близко к потолку (или какому-нибудь нависающему объекту) или вертикально ее зафиксировать невозможно.
Выбирая крепеж, нужно, прежде всего, поинтересоваться максимальной нагрузкой, на которую он рассчитан. Многие имеющиеся в продаже подвижные системы
способны выдержать лишь небольшие по массе (порядка 10-20 кг) устройства, хотя есть и исключения. Это, например, настенные кронштейны
для телевизоров с диагональю 32'' и 29'' TVB4328 и TVB27 голландской компании VOGEL'S. Они выдерживают номинальную нагрузку до 600 и 620 Н
(ньютон) соответственно. Массивные и крупногабаритные плазменные панели с диагональю экрана 50'' обычно монтируются на креплениях с жесткой фиксацией.
Это не обязательное правило, просто для таких тяжелых моделей требуется особо прочный кронштейн. Если необходимо сделать панель подвижной, это
будет стоить весьма дорого. К примеру, неподвижное крепление отечественного производства для панели с диагональю 42'' обойдется в $150-300,
а импортный кронштейн с углом наклона 15° по вертикали - $350-700. Для установки же панели 50'' с несколькими степенями свободы потребуется
штанга, вынесенная далеко от стены (иначе панель при повороте по горизонтали будет ее задевать) и упирающаяся в пол и потолок. Общая цена такой конструкции,
изготовленной под заказ, превысит $1000.
Варианты крепления
Рассмотрим самое "демократичное" по цене неподвижное крепление для плазменной панели. Оно представляет собой жесткую металлическую пластину, которая
присоединяется к стене с помощью шурупов и дюбелей. Конструкция имеет сложно изогнутую форму с многочисленными отверстиями для вентиляции задней
стенки прибора. В пластине сделаны монтажные отверстия грибовидной формы, а в задней стенке панели имеются отверстия с резьбой для установки
монтажных болтов. Благодаря прорези в шляпках болтов панель точно "садится" на пластину, предварительно закрепленную на стене.
Однотипные крепления от разных производителей почти никогда не похожи друг на друга. Они могут различаться по расположению монтажных разъемов,
с помощью которых соединяются пластина и панель, по форме и габаритам вентиляционных отверстий и прочим параметрам. К немногочисленным "взаимосочетаемым" моделям
плазменных панелей и креплений к ним относится продукция компаний PANASONIC и TOSHIBA. Задние стенки этих устройств очень похожи по конструкции,
поэтому их крепления подходят друг к другу.
В рамках одного производителя панели разных типоразмеров (с диагональю 42'' и 50''), как правило, обладают одинаковым расположением крепежных отверстий.
Это может оказаться удобным - если через несколько лет вы купите вместо 42-дюймовой панели 50-дюймовую, крепление менять не придется (однако,
разумеется, нужно помнить, что масса изделия будет уже другой, и крепежную пластину потребуется зафиксировать на стене с помощью более мощных анкеров или дюбелей).
Настенные крепления для плазменных панелей с возможностью регулировки наклона представляют собой усложненный вариант неподвижного крепежа (к
ним относится, например, модель SU-PW1 от SONY). Они состоят из металлической рамы, фиксируемой на стене, и подвижных направляющих, соединенных
в нижней части рамы "книжкой" на шарнирах. Угол наклона направляющих фиксируется с помощью зажимного винта.
Для трубочных телевизоров используется другой вариант настенного крепления - кронштейны с горизонтально расположенной штангой и зафиксированной на
ней пластиной (модели TVB220 от VOGEL'S; P-0-14 B от BARKAN; G-016 от GAL). "Голубой экран" помещается на пластину и закрепляется
с помощью стягивающих ремней. Горизонтальная штанга может поворачиваться относительно вертикальной оси на угол до 180°, но в реальности ее подвижность
ограничена габаритными размерами телевизора. Главное отличие (помимо, естественно, разницы в конструкции) таких поворотных кронштейнов от настенного
крепления плазменной панели заключается в том, что они постоянно находятся на виду, превращаясь из некоей "невидимой миру данности" во вполне "реальную" деталь
интерьера. Отсюда - повышенные требования к привлекательности. В результате многие качественно выполненные кронштейны являются и предметом дизайнерского искусства.
Например, в серии "Эволюция" (VOGEL'S) модель из алюминиевого профиля снабжена накладками для шпона или обоев. Фрагмент обоев наклеивается
на накладку (или на ее место вставляется шпон), и кронштейн сразу приобретает "домашний" вид, который прекрасно сочетается с отделкой помещения в целом. Также в изделиях
VOGEL'S применена технология невидимого размещения кабелей CIS. Накладные корпуса легко снимаются и устанавливаются обратно, что позволяет спрятать
силовые и межкомпонентные кабели внутри кронштейна. При этом крепления для кинескопных телевизоров заметно дешевле своих "плазменных" собратьев:
цены на эти изделия колеблются от $15 (кронштейн отечественного производства под телевизор с диагональю 14'') до $75-100 (VOGEL'S).
Традиционный вариант: стойка для аппаратуры
Настольный вариант монтажа плазменных панелей, кинескопных и жидкокристаллических телевизоров имеет свои плюсы и минусы. Главный минус - под стойку
или напольную подставку необходимо отвести часть площади комнаты. Плюсом же такого монтажа, во-первых, является "мобильность" интерьера -
при желании телевизор вместе с подставкой легко передвинуть с места на место, например, для того, чтобы обновить дизайн помещения. И, во-вторых,
отпадает необходимость в штроблении стен под скрытую прокладку антенных, силовых и управляющих кабелей, как в случае настенной установки (а такое
штробление стен означает ремонт в одной отдельно взятой комнате, со всеми вытекающими отсюда проблемами и хлопотами). Поэтому, если ремонт квартиры
уже позади и нет возможности как-то замаскировать провод, панель чаще всего монтируют в настольном варианте крепления.
По сравнению с настенным крепежом, настольные конструкции характеризуются куда большим разнообразием внешнего вида. Здесь, как и в случае с кронштейнами
под трубочные телевизоры, крепление не скрыто от глаз, поэтому ему стараются придать изысканность и возможный шарм. Правда, за изыски приходится платить.
Например, стеклянная подставка PF1 (SONY), создающая эффект парения телевизора в воздухе, обойдется ценителям в $3300. Панель фиксируется на этой
подставке так же, как и на стене, - с помощью штырей, расположенных на задней стенке. Существует и другой вариант монтажа, когда панель насаживается
на штыри, выступающие из настольного крепления (для этого в нижней ее плоскости имеется пара специальных крепежных отверстий).
Как и в случае с настенным крепежом, существуют неподвижные подставки и подставки "с поворотом" (например, от PIONEER), в конструкции которых
использован диск с шариковыми насыпными подшипниками типа "грация". Повернуть телевизор на такой подставке сможет даже маленький ребенок. При этом
не следует забывать, что подвижность панелей ограничивается близостью стены и окружающих предметов интерьера - чего проще, разворачивая
широченную плазменную панель, ненароком смахнуть случайно подвернувшуюся вазу с цветами!
Среди компаний, специализирующихся на выпуске стоек для аудио- и видеоаппаратуры, можно упомянуть немецкие компании SPECTRAL, JUST RACKS и LIKO DESIGN,
шведскую IKEA, а также малазийскую фирму EMPIRE. Широкий модельный ряд позволяет подобрать стойку практически для любого интерьера. Например,
у компании SPECTRAL насчитывается 20 дизайнерских линий стоек, и каждая линия выполнена в различных сочетаниях фактур и цветов. В оформлении
стоек производители используют такие материалы, как нержавеющая сталь, закаленное стекло, массив дерева. Устройства снабжаются системой скрытой
проводки кабеля и для мобильности могут оснащаться роликовыми опорами (EMPIRE). Модели эконом-класса представлены мебелью IKEA, например тумбой
под телевизор из массива сосны "Ивар" всего за $50. Эта модель снабжена съемными полками, которые легко адаптируются под дополнительную аудио- и видеоаппаратуру.
Особо имеет смысл отметить подставки-тумбочки для телевизоров и панелей, снабженные лифтовыми механизмами, которые при необходимости позволяют
автоматически убирать панель с диагональю 50'' внутрь тумбы. Такова, например, модель Sunrise от немецкой компании AHB. Правда, стоит это
чудо техники около $5000.
продолжение »»» |
|